Российское законодательство – прежде всего, Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – предусматривает гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Основная задача деятельности в этом направлении это создание системы образования для инвалидов, с тем, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.
Необходимо в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в последние годы рассматривается организация обучения таких лиц в обычных образовательных учреждениях.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.
Проект государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
Об условиях, созданных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если окружающая среда будет абсолютно доступна для инвалида, он сможет пользоваться важными жизненными благами наравне со всеми. Именно эту цель и преследует Федеральная программа «Доступная среда на 2011-2020 годы». Реализация программы «Доступная среда» призвана обеспечить:
- создание доступной среды для детей-инвалидов и других маломобильных групп населения, предусматривающей комфортные условия для обучения, воспитания и развития обучающихся;
- материально-техническое оснащение школы оборудованием, необходимым для адаптации и реабилитации обучающихся, относящихся к разным группам инвалидов и маломобильным группам населения: пандусами, кнопками вызова на входе и этажах зданий, визуальными информаторами и другими приспособлениями для инвалидов: мультисенсорная комната, комната индивидуальных занятий;
- реконструкцию путей движения внутри здания,
- адаптацию зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и примыкающих территорий;
- оборудование школы подъемными устройствами;
- оборудование спортивной площадки для инвалидов, приобретение спортивного оборудования и тренажеров для инвалидов;
- приобретение специально оборудованного автотранспорта.
№ п/п |
Наименование показателя |
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
1 |
Наличие условий в помещениях и зданиях, обеспечивающие пребывание лиц с ограниченными возможностями |
|
1.1. |
обеспечение доступа в задания ОУ |
Имеется пандус. Установлен звонок к охране у входа. |
1.2. |
наличие возможностей перемещения ЛОВЗ внутри здания |
Широкие дверные проёмы в школьную столовую, спортивный зал школы. |
1.3. |
наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для ЛОВЗ |
Туалетная комната со специализированным оборудованием, в т.ч. опорными поручнями, штангами. |
1.4. |
Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. |
Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло для инвалидов, необходимыми табличками и указателями. Проектное решение здания обеспечивает безопасность маломобильных студентов в соответствии с требованиями СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004, с учетом мобильности инвалидов различных категорий обеспечением визуальной, звуковой и тактильной информацией для сигнализации об опасности и других важных мероприятиях. |
1.5 |
условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц сограниченными возможностями здоровья; |
Обеспечен доступ в школьную столовую: -широкие проёмы в школьную столовую, |
1.6 |
условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; |
Медицинский кабинет находится на 1 этаже |
2. |
Сведения об информационном обеспечении доступности образования и обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ |
|
2.1 |
доступ к информационным системам иинформационно-телекоммуникационным сетям, в том числеприспособленным для использования инвалидами и лицами сограниченными возможностями здоровья; |
наличие адаптированного сайта http://дсош2.рф/ |
2.2 |
наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ |
http://дсош2.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=376&Itemid=148 |
3 |
Система обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в организации |
|
3.1 |
наличие программ для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ |
Разработаны индивидуальные учебные программы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
3.2 |
с применением дистанционных технологий |
Вариант проведения занятий — на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. Основной формой в дистанционном обучении является индивидуальная форма обучения. |
наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ |
Педагоги, имеющие основное педагогическое образование , прошли курсовую подготовку для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ :Шуберт Е.Н., ОГПУ, 2020г, Кириченко А.Ф., ООО «Международные образовательные проекты», 2019г, Кошжанова Х.Ж., ОГПУ, 2020г, Дильмухамедова К.К., ОГПУ, 2020г., Котик Г.В., ОГПУ, 2020г.; психолог Голубятникова М.В., ГБПОУ им.Калинина, 2019г., Нурсиитова А.А., ОГУ, 2020г. |
|
3.3 |
наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта,средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностям и здоровья; |
Логопедический кабинет, сенсорная комната, кабинет психолога, библиотека |
4. |
Техническое обеспечение образования |
|
4.1 |
доступ к информационным системам иинформационно-телекоммуникационным сетям, в том числеприспособленным для использования инвалидами и лицами сограниченными возможностями здоровья; |
Специальное автоматизированное рабочее место. Два аппаратно-программных комплекса для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП) в составе: -специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; -персональное многофункциональное для ввода и вывода звуковой информации; -компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками; -клавиатура с увеличенным размером клавиш; -выносная компьютерная кнопка большая. Три аппаратно-программных комплекса для слабовидящих обучающихся в составе: -программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи; -специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; -клавиатура с увеличенным размером клавиш; -специализированный программно-технический комплекс для слабовидящих обучающихся; -программное обеспечение для создания цифровых книг; -программное обеспечение для чтения цифровых книг; |
В нашей школе смонтированы широкие входные двери, лестницы, пандусы, съезды, пути движения внутри здания (широкие коридоры), санитарно-гигиенические помещения.